Александр Чупрун.Вкус солнечной пищи

Александр Чупрун.Вкус солнечной пищиСтатья публикуется здесь в том первоначальном виде, в каком была подана в редакцию журнала «Физкультура и спорт». Она была опубликована в журнале ( 11, 1986 г.) с небольшими сокращениями, а затем перепечатана в сборнике «Искусство быть здоровым» (часть 2-я, издание 2-е, перераб., авторы-составители А.М.Чайковский и С.Б.Шенкман; Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1987 г., стр. 47-50). Общий тираж статьи составил, таким образом, более 1.750.000 экземпляров, что принесло широкую известность автору, последовательному пропагандисту так называемой «чистой» (или истинной) натуропатии, и в частности — сыроедения.  
Режим питания, составленный исключительно из сырой растительной пищи, называемый сыроедением, сырым вегетарианством, натуризмом, натуральным (или естественным) питанием, не является новейшим изобретением в диетологии. Если не забираться в древнюю историю, то можно сказать, что вопрос этот в медицинской литературе обсуждается примерно полтора столетия. Конечно, поначалу никаких научных обоснований этому режиму не было, и его приверженцы исходили из того, что это — наиболее естественный, самой природой подсказываемый способ питания, ведь так питаются и наши ближайшие «родственники» — обезьяны шимпанзе и гориллы, лишь изредка отклоняясь от «чистого сыроедения», да и то вынужденно, при нехватке растительной пищи. Ссылались на строение зубов человека, ничем не напоминающих зубы хищника, на строение его пищевого тракта и т.д. Аргументов было не много, неудач при попытках длительно практиковать этот режим питания было предостаточно, и все же в довоенной литературе по диетотерапии этот режим пользовался куда большим вниманием, чем сейчас.

Александр Чупрун.Вкус солнечной пищиАлександр ЧУПРУН,
действительный член Московского общества испытателей природы при МГУ (секция геронтологии)

Статья публикуется здесь в том первоначальном виде, в каком была подана в редакцию журнала «Физкультура и спорт». Она была опубликована в журнале ( 11, 1986 г.) с небольшими сокращениями, а затем перепечатана в сборнике «Искусство быть здоровым» (часть 2-я, издание 2-е, перераб., авторы-составители А.М.Чайковский и С.Б.Шенкман; Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1987 г., стр. 47-50). Общий тираж статьи составил, таким образом, более 1.750.000 экземпляров, что принесло широкую известность автору, последовательному пропагандисту так называемой «чистой» (или истинной) натуропатии, и в частности — сыроедения.  

Режим питания, составленный исключительно из сырой растительной пищи, называемый сыроедением, сырым вегетарианством, натуризмом, натуральным (или естественным) питанием, не является новейшим изобретением в диетологии. Если не забираться в древнюю историю, то можно сказать, что вопрос этот в медицинской литературе обсуждается примерно полтора столетия. Конечно, поначалу никаких научных обоснований этому режиму не было, и его приверженцы исходили из того, что это — наиболее естественный, самой природой подсказываемый способ питания, ведь так питаются и наши ближайшие «родственники» — обезьяны шимпанзе и гориллы, лишь изредка отклоняясь от «чистого сыроедения», да и то вынужденно, при нехватке растительной пищи. Ссылались на строение зубов человека, ничем не напоминающих зубы хищника, на строение его пищевого тракта и т.д. Аргументов было не много, неудач при попытках длительно практиковать этот режим питания было предостаточно, и все же в довоенной литературе по диетотерапии этот режим пользовался куда большим вниманием, чем сейчас.

Если заглянуть в ранние издания учебников профессора М.И.Певзнера, одного из основателей советской диетологии, то можно обнаружить, что сыроедение рекомендовалось при подагре и мочекислом диатезе, повышенном весе (ожирении) и диабете, болезнях кожи и сердечно-сосудистых недугах, болезнях печени, почек, нервной системы, кишечника, аллергиях: Не лишним будет подчеркнуть, что сыроедение, по мнению М.И.Певзнера, давало хороший эффект «при отучении алкоголиков от пьянства». Но в последующие годы интерес к естественному питанию у медиков был утерян, и дело дошло не только до того, что из современных учебников исчезли соответствующие разделы: некоторые пособия для медицинских вузов с первых же страниц объявляют войну сыроедению, относя его: к извращениям, нарушениям в питании. Несколько лет назад слово «сыроедение» нельзя было найти даже в самом толстом словаре, а когда оно снова стало появляться в прессе и литературе, то, что о нем писалось, было достойно удивления:

Издательство «Знание», например, выпустило книгу московского профессора, доктора медицинских наук, который, справедливо ополчаясь против самолечения, писал: «многие люди начали применять различные неизвестно кем разработанные диеты (сыроедение, салоедение и т.д.)». «Салоедение» было придумано автором ради иронического эффекта, и получалось, что речь идет о питании сыром или салом: Рекорд невежества побила, однако, Академия наук Украинской ССР, разъясняя в выпущенном совместно с Институтом языкознания имени А.А.Потебни (!!!) «Словаре украинского языка» (том 9, с. 201), что слово «сыроед» имеет два значения: первое — это человек, употребляющий сырое мясо в пищу, и второе — людоед:

Давайте разберемся, правда ли то, что сыроедение разработано «неизвестно кем». Да нет, конечно. Об учебнике заслуженного деятеля советской науки проф.